Мораль и идеология капитализма 148

Прибыль

03 апреля 2006 Автор

Быть здоровым лучше, чем быть больным. Улыбаться лучше, чем рыдать. Иметь друзей лучше, чем тяготиться одиночеством. Если вы согласны с этими аксиомами, значит, вы должны принять, как данное, что получать прибыль лучше, чем терпеть убытки. Речь, естественно, идет не только о деньгах или материальных благах. Наука о человеческой деятельности – праксеология – рассматривает действия человека в целом. Он сам определяет свои цели. Он сам решает, как их достигать. Именно его ощущения, эмоции говорят ему, потерпел ли он неудачу (убыток) или достиг успеха (прибыль).  


Человек – уникальное животное. У него нет силы слона, быстроты гепарда, зрения орла или обоняния собаки. Зато у него есть мозг, который обеспечивает ему выживание. При помощи мозга человек получает знания, которые помогают ему жить в удовольствие. Свобода думать так же важна человеку, как свобода передвижения для орла или тигра. Однако это не значит, что человек должен жить один на необитаемом острове. Общение с людьми приносит огромную пользу. Общество – благоприятная среда для удовлетворения всех желаний. Но не во всех случаях. Чтобы не потеряться в «стае», чтобы не быть растоптанным стадом, жизненно важно выполнение определенных условий.  


Политика

03 апреля 2006 Автор

«Я не занимаюсь политикой. Я не интересуюсь политикой» - часто слышим мы. В переводе на простой язык это значит «я согласен с тем, что меня обманывают», «я принимаю закон джунглей» или «я все равно откуплюсь от любой проблемы». Кто может себе позволить не заниматься политикой? Робинзон Крузо или человек, выживающий в землянке за счет собирательства или охоты в диком лесу. Все остальные являются ее участниками. Кто-то активно берет инструменты политики в свои руки и манипулирует людьми. Другой пассивно превращается в объект политиков и даром отдает свои права и полномочия. Третий уверен, что политика – это игра для яйцеголовых, которые не состоялись в других сферах. Простому человеку они де не нужны и бесполезны. Ему мол надо думать о хлебе насущном, а не о какой-то политике.  


Автор обнаружил четыре лингвистических приема, которыми ученые обществоведы и преподаватели общественных дисциплин (экономисты, правоведы, социологи, философы, историки), а также политики мистифицируют публику. Обнаруженные приемы придают высказываниям таинственность и основательность, маскируя бедность или отсутствие мысли. Автор приводит многочисленные примеры из монографий, учебников и законов и предупреждает, что к текстам, использующим данные приемы, нельзя относиться серьезно. Серьезное отношение к ним глупо и опасно.
15.11.2002, Репин Евгений Николаевич, 109.1K
 


Иностранное слово «предприниматель» недавно вошло в наш словесный оборот. Вошло и осталось. Как и само явление – предпринимательство. Надеюсь, надолго и не только в язык, но в нашу жизнь. Новое явление требует объяснения и описания. Требует раскрутки. Людям важно и полезно знать, кто такой человек, назвавшийся предпринимателем. Ни у кого нет сомнений, что делает врач, электрик или учитель. Люди привыкли к услугам сантехника, инженера и летчика. Чем же занимается предприниматель? Что такое особое он предпринимает? Покупает у одних, чтобы продать другим и «нажиться»? Пользуется бедностью обыкновенных людей и взвинчивает цены? Думает исключительно о своем кармане и благополучии? Эксплуатирует рабочих и наплевательски относится к природе?
    Такие вопросы могут возникнуть, если слушать официальных идеологов и пропагандистов. Если игнорировать реальность и жить мифами. Если смотреть на мир с продавленного грузным телом дивана сквозь призму зависти, а не уважать и восхищаться достижениями других. Если ставить цель зомбировать людей, а не просвещать их.
    Мы представляем настоящее лицо предпринимателя. Те функции, которые он выполняет. Те мотивы, которые им движут. То вознаграждение, которое он получает. Те результаты, к которым приводит его деятельность. Мы говорим о том, кто есть предприниматель и почему он должен стать центральной фигурой белорусского общества.
    Предприниматель – это не конкретный, «живой» человека в чистом виде. Мы говорим об определенной функции. В каждом из нас их много. Ты одновременно выступаешь в роли потребителя (ходишь в магазин за покупками), налогоплательщика (рассчитываешься с государством за определенные услуги), производителя (делаешь некий товар или услугу), а также предпринимателя. Т. е. человека, который подмечает изменения на рынке (вкусов и предпочтений потребителей) и предпринимает определенные действия, чтобы их удовлетворить. Т. е. мы говорим не о названии профессии, а о функции. Вернее о разных функциях, которые выполняет предприниматель. Функции, которых в таком сочетании никто больше не выполняет.
    Предприниматель сталкивается с разными рисками и угрозами. Риски неопределенности будущего порой далеко не самые опасные. Он подвергается политическим опасностям. Государственное регулирование душит. Налоги уничтожают стимул к творческой работе. Войны, бунты и революции разрушают активы. Предприниматель никогда не начинает вооруженный конфликт. Не может объявить войну своим конкурентам. По своей природе он – миротворец. Он решает споры за столом переговоров или в судах. Он гораздо легче и эффективнее, чем политик, договаривается с партнерами из разных стран - вне зависимости от цвета кожи, религии или политических взглядов.
 


Принято считать, что торговать легче, чем организовать производство. Я считаю, что сравнивать эти два процесса некорректно. Каждый из них имеет свои особенности, требует знаний, а в белорусских условиях – самоотверженности. Наладить производство в нашей стране – это не только знать технологию, получить поддержку инвесторов или банка, уметь управлять рабочими и инженерами. Гораздо большая проблема, перед которой "ломаются" и "крепкие хозяйственники", и "новые белорусы" –¬¬¬¬¬¬ это получение лицензий и разрешений, общение с таможней, налоговой, органами сертификации и десятками внезапно появляющихся проверяющих. У нас мало иметь диплом мастера бизнес-управления. Ведь в западных школах не учат специфике работы в постсоциалистической деловой среде. Директор иностранного предприятия "Джива плюс" Наталия Мясникова западных бизнес-школ не оканчивала. При этом она умудряется вести удачный, перспективный проект – производство окон, дверей, панелей и других элементов, используемых в строительстве. Удача помогает целеустремленным и сильным да еще таким, кто умеет разоружать очаровательной улыбкой.  


Мода

03 апреля 2006 Автор

Мода отражает стиль и во многом содержание определенного времени в истории. Мода на одежду, автомобили, дома, разного рода развлечения и идеи – мы об этом говорим, этому следуем и часто подчиняемся. Выйдешь на улицу в одежде 1970-х - засмеют. Будешь ездить на «Ладе» начала 1980-х – посочувствуют твоей бедности. Соберешься строить дом из материалов советской эпохи – подумают, что делаешь «подарок» злостному начальнику или теще. Аналогичная ситуация складывается на рынке идей. На них тоже действуют законы моды.
    Сегодня преподаватель, который восхищается Марксом, похож на чудака, пришедшего на техно-дискотеку в валенках с галошами. Политик, идущий к избирателю с программой возрождения социализма, напоминает лучника среди вооруженных «Калашниковыми» коммандос. Экономист, до сих пор делающий прогнозы развития на 5 – 10 лет вперед, ничем не отличается от средневекового шарлатана, который лечит все болезни заклинаниями и заговорами.
 


Опасность семантического переноса значений

Фундаментальным вызовом переходной экономики является проблема получения знаний и информации, их обработка и принятие адекватных решений. Речь, разумеется, идет не о содержании учебных программ вузов или доступе полисимейкеров к анализу и опыту системных преобразований в других странах. Проблема заключается в наличии объективной информации с микроуровня для принятия дисижнмейкерами адекватных решений, минимизации издержек и сокращение количества экономических ошибок (потребительских и инвестиционных). При 1) отсутствии цен в социалистической экономике (как информационных индикаторов, отражающих преференции экономических агентов и предельную полезность их ресурсов), 2) искусственной структуре производства и занятости, 3) несформированности неформальных институтов, которые определяли хотя бы канву принимаемых решений, 4) слабости и непредсказуемости институтов государства планировать эффективное распределение ресурсов, оптимальную структуру производства, адекватный уровень цен, рациональную социальную политику или максимизацию социальной полезности означало полностью игнорировать положения экономической теории и праксеологии, демонстрировать методологическую несостоятельность.
 


Глава 11. Социальное необеспечение

У американской государственной системы социального обеспечения большие неприятности. Во времена правлении Картера Конгресс пытался уберечь систему социального обеспечения от коллапса добавляя новые налоги в платёжные ведомости. Несколько лет спустя, при Рейгане, обнаружилось, что этого не достаточно, и Конгресс снова поднял налоги -- для спасения социального обеспечения. Большинство работающих платят сегодня налогов на социальное обеспечение больше, чем подоходных. "Социальное обеспечение" – неправильное название. Оно вовсе не обеспечивает, и большая часть американцев, особенно молодых, это знает. Сегодня многие пожилые американцы считают пенсию от Социального обеспечения - первоочередным финансовым источником своей старости. Но эту систему никогда и не планировали для этой цели.
     К несчастью, правительство серьёзно дезинформировало американцев о системе Социального обеспечения, о том, как она работает и что может сделать. Нам говорили, что Социальное обеспечение -- что-то вроде страхования, капиталовложения или пенсионного фонда. Люди думают, что "внесли плату" в социальное обеспечение. Это заблуждение. Система социального обеспечения -- всего лишь программа, по которой трудящиеся облагаются налогом, и их деньги немедленно выплачиваются ушедшим на пенсию (в отставку). Нет никаких закромов и запасов с деньгами, куда "вносят плату" и которые играют роль пенсионного или инвестиционного фонда.
 


Глава 16. Терапевтическое государство

"Кризис здравоохранения" -- одна из главных тем споров в обществе. Политики, что неудивительно, хотят ещё большего государственного вмешательства в то, как работать докторам, больницам, фармацевтическим и страховым компаниям. Эксперты в области здравоохранения придерживаются самых разных взглядов -- кто-то призывает к большему, кто-то -- к меньшему государственному финансированию и регулированию медицинского рынка. Поступающая информация обычно несет печать кризиса. У тридцати пяти миллионов американцев не застраховано здоровье! Американцы на здравоохранение отдают из национального дохода больше любой другой нации! Стоимость медицинского обслуживания стремительно растёт! Доктора уходят, поскольку страхование неправильного медицинского лечения слишком дорого! Государственное медицинское обслуживание и медицинская помощь неимущим -- самые быстро дорожающие статьи в федеральном бюджете! Фармацевтические компании извлекают огромные прибыли! Больничные палаты неотложной помощи перегружены и полны насилия! Никто не оспаривает ценность хорошего здоровья или то, насколько для этого важен доступ к медицинскому обслуживанию. Отчего же наша медицинская система кажется такой неудовлетворительной? Как она дошла до такого? Что мы можем сделать для исправления дел? Избежать неразберихи
 


Глава 5. Отличительные признаки Либертарианства

Либертарианская партия и либертарианское мировоззрение существенно отличаются от партий политического истэблишмента.
     Во-первых, Либертарианская партия это политическая организация, созданная для проведения в жизнь определённой политической философии. Все либертарианские взгляды по спорным вопросам происходят и состоят из основных либертарианских принципов. В сжатой форме либертарианское мировоззрение начинается с положения о самопринадлежности. Каждый человек принадлежит самому себе. Следовательно, каждый человек имеет абсолютное право управлять своей жизнью, телом, словами, поступками и честно нажитым имуществом.
     Каждый человек имеет эти права. Следовательно, каждый человек обязан также уважать такие же права всех других людей. От этого исходного пункта можно вывести суждение по любому политическому вопросу, содержащему эти принципы. Человек имеет право защищать собственные права, но при этом он не имеет права нарушать права других. Далее, никто не может уполномочить другого человека на нарушение ещё чьих-нибудь прав. Т.е., я не могу уполномочить своего представителя в правительстве нарушить чужие права, какую бы пользу по моему мнению это бы ни принесло. Ещё одно следствие этой обязанности уважения к чужим правам состоит в том, что каждый из нас отвечает за себя и не может обоснованно притязать на личность, состояние или собственность любого иного суверенного индивидуума. Сравните Либертарианскую партию и её обоснованность с Республиканской и Демократической партиями. Ни у одной из них невозможно обнаружить лежащую в их основе философию. Они её попросту не имеют.
 


Идеи, изложенные в этой книге -- доступны немногим. Но, я надеюсь, что вы --из тех людей, которые способны их понять. Для их понимания требуется способность мыслить независимо, смело, и просто обладать здравым смыслом. К сожалению, мы все воспитаны советской системой. Те ценности и понятия, которые впитаны в нас с молоком матери, и которые мы благодаря сменившейся форме правления, на сознательном уровне уже отвергаем -- до сих пор живут в нас на уровне подсознания. Поэтому вас сначала скорее всего шокируют многие мысли изложенные здесь. Не бойтесь -- это просто одно из свойств идей. Они проникают в человека настолько глубоко, что усваиваются где-то в районе спинного мозга и долго еще напоминают о себе оттуда при любом удобном случае. Новые идеи требуют времени, для того чтобы стать частью вашего сознания. Многие слова такие как: "социальная справедливость", "равенство", "братство" хотя и не несут в себе НИКАКОГО конкретного смысла, производят на нас эффект заклинаний. Даже для меня -- ребенка 70-х, выражение "Настоящий Коммунист", все еще, в первую секунду вызывает образ рыцаря без страха и упрека, во всем смелого и положительного и т.п. хотя я прекрасно сознаю что это – скорее литературный образ, вжившийся в сознание, нежели просто убежденный член "Ком. партии". А многие современные понятия типа "Забота об экологии", "Борьба с наркотиками и оружием", "Честный налогоплательщик" или "Поддержка отечественного производителя" просто никем не ставятся под сомнение.
 


С 24 по 28 апреля в Минске по приглашению Института приватизации и менеджмента гостил профессор Гавайского университета, известный экономист Кен Скуланд. При поддержке отдела информации, образования и культуры Посольства США в Республике Беларусь К. Скуланд имел возможность прочитать ряд лекций в ведущих экономических вузах страны, поделиться преподавательским опытом с учителями школ, рассказать школьникам о том, как нужно жить, чтобы стать богатым. Помимо чисто научной и преподавательской деятельности К. Скуланд ведет экономическую программу на радио, является членом совета директоров Международного общества индивидуальных свобод. Помимо лекций в учебных заведениях профессор выступил с докладом в Клубе экономистов и дал эксклюзивное интервью нашей газете.  


Я ценю свою свободу, которая заканчивается у кончика твоего носа. Я люблю, когда у меня есть добровольный неограниченный выбор партнеров, религий, партий. Мне нравится самому заботиться о своих мозгах, работе, старости, здоровье, безопасности. Я уверен, что люди от природы разные и вредно их всех равнять под одну гребенку. Я - за равенство возможностей, а не за равенство зарплаты. Я рад за соседа, который покупает 600-ый Мерс на заработанные на рынке, а не украденные у меня и у таких, как я, через инфляцию или через иные формы трансфертов механизмы. Я горжусь предками, которые смогли создать, сохранить и передать материальное и духовное, несмотря на варварство и сволочизм красных и коричневых. 


В XXI веке большинство людей ждет чуда от новых технологий, открытий в области телекоммуникации и транспорта. Инвесторы ищут проекты в среде технарей и инженеров. Здесь вроде бы большой потенциал для производства добавленной стоимости. Без электроники нам все труднее представить не только нашу работу, но и быт. Лариса Кириенко, член корреспондент Международной академии информационных технологий, не изобретала компьютерные чипы, не писала программное обеспечение и не разрабатывала новые виды сотовой связи. Она взглянула вглубь человеческого тела, тщательно изучила физику происходящих на уровне клеток процессов и поняла, как делать людей красивее и здоровее. Л. Кириенко – является автором не только последних достижений в области биомеханической стимуляции. Она постоянно совершенствует собственные антицеллюлитные программы, корректирует зрение, фигуру и лицо. Она, по сути дела, представляет в Беларуси новую экономику. Это экономика сферы услуг, которая построена на современных знаниях, умении находить клиентов и сочетать науку и бизнес. Лариса Ивановна получала десятки предложений о работе с многих стран мира, но ей нравится Беларусь. Мы беседуем с человеком, который превращает бесформенные тела в стройные фигуры, полуслепых в зрячих и вечных ворчунов и уверенных в себе личностей. Это не колдовство – это наука XXI века о самом сложной информационной системе – человеке. Это биомеханическая стимуляция (БМС). 


Мы находимся в плену серости, моральной, политической и экономической. Яркие цвета, черное и белое, категорические суждения нынче не в моде. Политики предпочитают корректно обходить острые углы. Философы впали в постмодернистский транс. Они объявили, что мир не существует, что подлость и предательство относительны. Моралисты и принципиальные люди считаются старомодными. Романтики - пережитком прошлого. Честность и открытость в бизнесе осуждается, как попытка выпендриться. Быть не как все считается правилом дурного тона. «Не высовывайся»! – это самый популярный совет детям от родителей и дедушек. «Поступайте по велению сердца. Пусть ведут вас чувства, а не разум» - такого желают молодоженам многочисленные гости.  


Мы находимся в плену серости, моральной, политической и экономической. Яркие цвета, черное и белое, категорические суждения нынче не в моде. Политики предпочитают корректно обходить острые углы. Философы впали в постмодернистский транс. Они объявили, что мир не существует, что подлость и предательство относительны. Моралисты и принципиальные люди считаются старомодными. Романтики - пережитком прошлого. Честность и открытость в бизнесе осуждается, как попытка выпендриться. Быть не как все считается правилом дурного тона. «Не высовывайся»! – это самый популярный совет детям от родителей и дедушек. «Поступайте по велению сердца. Пусть ведут вас чувства, а не разум» - такого желают молодоженам многочисленные гости.  


Что общего между 20 ноября 1945 года и 25 января 2006 года, между Нюрнбергом и Страсбургом? С одной стороны очень много, с другой – непозволительно мало. Первая дата вошла в историю, как день начала Нюрнбергского процесса. Преступная идеология фашизма и ее сторонники попали на скамью подсудимых за преступления против человечества. Они погубили десятки миллионов людей, разрушили активов на триллионы долларов, не говоря уже о моральном и психологическом ущербе. Ее осудили, жестко и решительно. Аналог фашизма под красными знаменами – коммунизм – уничтожил больше человеческих жизней, нанес больше вреда экономикам и природе, чем фашизм. Но осуждать его за это никто не спешит. Сначала все боялись Советского Союза. Потом были благодарны М. Горбачеву за его мирный развал империи зла. Сейчас весь Запад хочет делать бизнес и торговать с формально коммунистическим Китаем. Опять не с руки для оппортунистов - политиков поднимать тему коммунистических преступлений против человечества.  


Владимир Качанув работает на белорусском рынке 14 лет. Наряду с первыми кооператорами Беларуси его можно назвать пионером белорусского рынка. Сегодня он возглавляет целого ряда компаний в нашей стране. Среди них такие известные имена, как Nikon, Precoptic, Heureca Fic, целый ряд польских, немецких, австрийских, итальянских и японских производителей. Написав несколько книг во времена своей бурной молодости в польской «Солидарности», прямо или косвенно поучаствовав в трех военных конфликтах, Владимир Качанув выбрал себе мирную профессию зарабатывать деньги. С юмором относясь с своей сложной работе, он помогает восстанавливать исторические храмы, оздоравливает белорусских детей и, как раба в воде, плавает в лабиринтах белорусской бюрократии. Об инвестиционном климате, перипетиях работы на нашем рынке, т. е. о приключениях поляка в Беларуси сегодня пойдет речь. 


Главной целью этой книги является защита эгоизма в его настоящем смысле.

Книга 1

- Вы хотите сказать, что всерьез думаете стоить таким образом, когда станете архитектором - если, конечно, станете?
- Да.
- Мой дорогой друг, кто вам позволит?
- Это не главное. Главное - кто меня остановит?
Работа принесет мне радость, только если я буду выполнять ее наилучшим из возможных для себя способов. Лучшее - это вопрос правил, и я выдвигаю собственные правила.
 


Страница 5 из 8

 

 

Подпишись на новости в Facebook!

Новые материалы

мая 25 2017

Адвокаси Кэмп интеллектуальных и гражданских активистов 2017

Мир наизнанку. Параметры нового нормального   Аналитический центр «СТРАТЕГИЯ» Научно-исследовательский центр Мизеса Время: 21 июля (пятница) – 25 июля (вторник) 2017г. Место: комфортный пансионат на…