Капитализм для любознательных 454

Молодой, динамичный, умный парень Павел Стефанович стал кандидатом в депутаты Палаты Представителей Беларуси (орган, которые белорусские власти называют парламентом). Это гражданская позиция беларуса, который хочет менять свою страну к лучшему. Ему претит статус овоща на грядке Вертикали власти. Он против превращения страны в мёртвое царство иждивенцев и номеклатурных халявщиков. Он за то, чтобы молодёжь стала полноценным участников дискуссии по выработке стратегии развития страны. Павел – настоящий патриот, думающий человек. Он подвергает сомнению догмы и модели поведения как общества, так и государства. Он изучает мировой опыт и предлагает внедрить лучшее в нашей стране.


Когда человек берёт в долг больше денег, чем он зарабатывает, он рано или поздно банкротится. Скорость наступления банкротства зависит от доверия кредиторов и их информированности о реальном финансовом состоянии наёмщика. На этапе проедания новых займов появляется иллюзия благополучия и материального блаженства.

Когда коммерческая организация берёт больше кредитов с большей скоростью, чем зарабатывает прибыли, она неизбежно упрётся в тупик. Долги «съедят» весь бизнес, хотя на этапе получения новых кредитов может показаться, что жизнь налаживается.

Со страной та же история. На этапе проедания кредитов десятки стран испытывали эйфорию от восстановительного роста. Чиновники выписывали себе премиальные. Политики хвастались перед избирателями правильностью курса и взамен получали мандаты на дальнейшее правление.


Хочешь жить, умей принимать сложные, болезненные решения. Особенно если до кризиса ты сильно грешил. Это справедливо для семьи, бизнеса и страны. Грешить в экономике – это:

  • продолжительный период времени тратить больше, чем зарабатывать;
  • расхлябанно относится к своим обязанностям на работе и в семье;
  • терять контакт с реальностью, жить прошлым или грезить будущим;
  • игнорировать неприятные для «эго» советы профессионалов и близких друзей;
  • настаивать на езде к успеху на дохлой лошади (старых технологиях, знаниях и методиках управления);
  • не выработать стойкую привычку ставить реальные цели и мониторить их исполнение;

Страна больна Кодексом о культуре

В по-настоящему культурной стране Кодекса о культуре не должно быть. Культура идёт от людей, их воспитания, самоуважения, от ценностей, а также уважения privacy. Все эти факторы идут не от формального закона, а от неформальных норм и стандартов поведения. Великие произведения искусства, прекрасные памятники культуры создавались не потому, что был кодекс о культуре, а потому что была свобода творчества, потому что люди ценили внутреннюю свободу.


Борьба идей не прекращается ни на минуту. От её исхода зависит размер зарплаты и пенсии, количество создаваемых рабочих мест, производительность труда, качество системы здравоохранения и образования. От её исхода зависит, будет ли мир на Земле, количество кризисов и число их жертв.

В борьбе идей есть свои маршалы, генералы, офицеры и солдаты.


Какая профессия самая опасная для людей и для страны в целом? Врач? Да, плохой врач может покалечить человека. Одного или, не дай Бог, несколько. Его найдут, уволят или посадят. Угробить миллионы людей все врачи страны не могут.

Строитель? Да, бездарный, безответственный строитель с руками, которые растут не из того места, может запороть один или несколько проектов. Но все строители страны не в состоянии разрушить рынок недвижимости и превратить сотни городов и поселком в «мертвые поселения».

Агроном? Да, необразованный, нерадивый агроном может запороть, сгноить урожай или несколько, но повергнуть всю страну в голод все агрономы страны не в состоянии.

Юрист? Да, циничный, лживый, тщеславный юрист может испортить один или несколько бизнесов, может оставить на свободе негодяя и усадить за решётку невинного. Но загнать всю промышленность или сельское хозяйство в продолжительный кризис даже все юристы страны не могут.

Самая опасная для людей и бизнеса профессия в мире – это профессия экономиста. Поправимся – экономикста. Ниже – разъяснение этой большой разницы.


Есть ли у беларусов точка кипения? Такой рубеж, после которого руки тянутся к топорам, ноги несут на Площадь, а голова отбрасывает ущербное «можа, так i трэба?» Есть ли тот предел, после которого работники отказываются работать с затянутыми поясами, учителя и врачи – за гроши, а сельчане – за похлёбку и возможность что-то присвоить с колхозных активов и закромов? Есть ли та точка кипения, после которой молодёжь выступает против профанации университетов, высокомерия администраторов и формулы «я начальник – ты дурак?»


Среди либертарианцев, классических либералов и прокапиталистических консерваторов, довольно большой популярностью пользуется Индекс экономической свободы, ежегодно разрабатываемый Heritage Foundation и The Wall Street Journal начиная с 1995 года. Это вполне понятно, ибо он весьма удобен в качестве инструмента замера интервенционизма/капитализма в той или иной стране. Индекс является совокупностью десяти параметров, каждый из которых оценивается экспертами по 100 бальной шкале, общий параметр является средним арифметическим полученных 10 значений:


С начала прошлого года слово «реформы», заставляющее всякое сердце приверженца идей free market и laissez faire биться чуть чаще, не раз срывалось с уст не только закоренелого «реформатора-теоретика», авторов аналитических материалов различных Интернет-ресурсов, но и политической элиты Беларуси. От заместителя министра экономики Александра Заборовского, помощника президента Кирилла Рудого, одного из ближайших фаворитов президента, Михаила Мясниковича, как слоеный пирог (или, может быть, мусорное ведро), «реформы» по крупице накапливали в себе необъятный пласт идей и ассоциаций, ценностей, идеологических и практических установок всея политического поля государства, пока не достигли, по-видимому, заключительной точки своего путешествия в словах главы государства: «Реформы нам не нужны».


Презентация книги «Финансовая диета: реформы государственных финансов Беларуси» является не просто очередным статусным мероприятием для иностранных гостей, это ещё и окончательный выход системного либерализма из кулуарных теней. Более того, я утверждаю, что включение реформаторских посылов в официальную риторику, является ярким подтверждением окончательного краха существующей модели развития. А теперь посмотрим более глубоко на происходящие события.


Глобальные риски мира-2016

С 1971 года в швейцарском Давосе в январе собираются лидеры бизнеса, политики, общества и культуры, чтобы обсудить текущее состояние мира и способы решения его проблем. В этом году с 20 по 23 января в работе Форума принимали участие около 2500 человек. Среди них 900 лидеров гражданского общества, в том числе 45 ведущих учёных мира и 20 нобелевских лауреатов. Участие 40 глав государств и правительств - это новый рекорд. Их разбавляли около 300 министров. Темы варьировали от Четвёртой промышленной революции до будущего рынка труда. Понятное дело, обсуждали состояние мировой финансовой системы, денежную политику и инвестиции. 480 участников представляли институциональных инвесторов и центральные банки. Не обошлось без традиционной для такого рода мероприятий «жвачки» в виде глобального потепления, неравенства и гендерной дискриминации.


В условиях чрезвычайной экономической политики, которой требует нынешняя обстановка, необходимо уделять больше внимания поиску новых источников роста.

По опыту стран, проходивших аналогичный период развития, одним из таких источников может стать и становится технологический прогресс. И в такой ситуации роль не фундаментального, а именно прикладного характера науки сложно переоценить.

Почти все современные быстрорастущие отрасли полагаются в своем развитии на внедрение инноваций, изобретений и новых технологий (IT-сектор, биоинженерия и так далее). Без этого не может быть и промышленности, работающей на выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью. Технические инновации, как и новации в области изучения социальных наук, могут быть результатом как научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы внутри страны, так и заимствованными за рубежом с последующим применением на нашем производстве.


От экономики для избранных к экономике трудолюбивых

Белорусские власти нервно ищут новые источники роста национальной экономики. Старая лошадь не только глубоко не пашет, но вообще отказывается ехать вперёд. Углубление рецессии, резкое сокращение экспорта и инвестиций показывает, что старая лошадь тянет нас назад. Как не переставляй кубики лего белорусской экономической модели, всё равно все дороги ведут в Кремль. От гнетущей монозависимости от России, в свете её новой внешней политики и внутреннего кризиса белорусской Вертикали стало не по себе. Президент поставил перед чиновниками задачу из разряда mission impossible. Не меняя саму модель, им приказано провести реформы, диверсифицировать экономику, обеспечить её рост, привлечь иностранные инвестиции, получить кредиты, повысить производительность труда – и всё это при сохранении жёсткого регулирования цен, нетронутой приватизацией государственной собственности, неизменно непредсказуемой налоговой системой и антипредпринимательской таможней. Если бы белорусские власти опустились из своих цепких грёз на землю, они бы начали искать способы спасти страну от кризиса в книгах и работах авторитетных экономистов и исследователей. В начале сентября 2015г. Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал своё новое исследование «Доклад о развитии и инклюзивном росте 2015». В нём можно найти много полезных рекомендаций для реальных реформаторов.


Тайна банковского дела. Мюррей Ротбард(.pdf, 2,5 Mb)

Экономика для обычных людей. Основы австрийской экономической школы. Джин Кэллахан (.doc, 1,4 Mb)

Великая депрессия в Америке. Мюррей Ротбард (.pdf, 1,66 Mb)

Право, законодательство, свобода. Фридрих фон Хайек (.pdf, 4,46 Mb)

Апология капитализма. Айн Рэнд. (.doc, 1,23 Mb)

К новой свободе. Либертарианский манифест. Мюррей Ротбард (.pdf, 1,52 Mb)

О свободе. Джон Стюарт Милль (.doc, 675Kb)

Экономические софизмы. Фредерик Бастиа

Дорога к рабству. Социалистам всех партий. Ф. А. Хайек

Азбука экономики. Ричард Строуп, Джеймс Гвортни

В защиту глобального капитализма. Юхан Норберг Как Запад стал богатым. Н.Розенберг, Л. Е.Бирдцелл, мл

Либертарианство за один урок. Дэвид Бергланд

Экономика в одном уроке. Генри Хэзлитт

Самый короткий в мире политический тест

Манифест: Революция. Рон Пол.

Пагубная самонадеянность. Фридрих Август фон Хайек

О свободе. Милтон Фридмен, Фридрих Хайек

Что видно и чего не видно. Фредерик Бастиа.


Матвей Малый

Предлагаю Вашему вниманию сокращенный перевод статьи Майкла Льюиса (Michael Lewis), напечатанную в журнале Vanity Fair за октябрь 2010 года. Статья называется «Греки на вашу голову»; оригинал статьи находится здесь. Статья эта про сегодняшнюю ситуацию в Греции, но ее надо читать как притчу и делать из нее некие «глобальные» выводы. Это уникальная, потрясающая статья-притча, имеющая прямое отношение ко многим странам мира.


Стефанович Максим

Когда речь идёт об управлении, то под ним традиционно понимается определённая деятельность, которая направлена на изменение некоего объекта для достижения поставленной цели. Таким образом, управление является разновидностью человеческой деятельности, и соответственно, подчинено её закономерностям. К числу таковых российский экономист Павел Усанов относит: субъективность, длительность, творческий характер человеческой деятельности, рациональность, использование рассеянного знания, несовершенство человеческого знания, отсутствие равновесия.


Макс Бордерс, Джефри Такер

Попытки государства управлять обществом не только враждебны личной свободе, но и не дают результата. Оно не в состоянии достичь поставленной цели, нередко состоящей в полном контроле над тем или иным сектором экономической или социальной жизни. Общество начинает сопротивляться. Люди находят лазейки и обходные пути, либо просто изобретают новые способы добиваться прогресса: ведь их не посадишь в клетку просто так. Они стараются вырваться на свободу, и порой им это удается.


Марина Казимирчик

В последние десятилетия вместе с развитием высокотехнологичных рынков участились случаи антимонопольного вмешательства в деятельность фирм, выпускающих инновационную продукцию. Кейсы Microsoft, Apple, Intel, Google и многих других компаний создают растущее понимание того, что антимонопольным органам требуется основательно пересмотреть свои укоренившиеся взгляды на природу и сущность конкуренции.


Почему важно называть вещи своими именами

Кризис в Беларуси и России вновь вернул в повестку дня тему стратегического выбора развития страны. Возобновляются споры начала 1990-ых: что мы построили, что является источником кризиса, какая модель социально-экономического развития приемлема для Беларуси в новых условиях. Чертовски не хочется повторить трансформационных ошибок, совершённых как белорусскими полисимейкерами и их идеологами, так и переходными странами нашего региона. Спрос на реформы очевиден. Производители не знают, что производить, чтобы хотя бы сохранить старые рынки. Потребители не знают, как вести себя с покупками товаров длительного пользования. То ли это временная проблема, и зажимать пояса нет необходимости, то ли это начала длинной чёрной полосы, на несколько лет вперёд. Правительство тоже не понимает, как выйти из кризиса. Более того, оно всячески избегает признаться в его наличии.


Стефанович Максим

Современная цивилизация находится на перепутье, обусловленном противостоянием индивидуализма, коллективизма и коммунитаризма, который впрочем, может рассматриваться как разновидность коллективистской мысли. Несмотря на определённые расхождения в теории и практике коллективистского и коммунитаристского подходов, они в целом составляют устойчивую оппозицию индивидуализму. Среди целого ряда претензий выставляемых коллективистами и коммунитаристами индивидуализму, одно из видных мест занимает тезис о невозможности сочетания индивидуализма и социального взаимодействия. Данная претензия предъявляемая индивидуализму требует системного рассмотрения, которое позволит определить степень состоятельности выдвинутых аргументов. При этом нельзя не отметить, что индивидуализм является многозначным термином. Его можно трактовать и как определённую мировоззренческую позицию, и как способ социальной координации, и как методологический принцип, характерный для праксиологии, веберовской социологии, теории рационального выбора и других концепций.


Страница 3 из 23

 

 

Новые материалы

Подпишись на новости в Facebook!