Капитализм для любознательных 454

Ярослав Романчук

Конкурентоспособность – умение производить и повторять успех
Успех материально ощутим, морально благодетелен, физически приятен и духовно сладок. Успех – антитеза поражению, провалу. К нему стремится человек. Каждый – в своей сфере. Каждый – по-своему. Каждый выбирает свою цель. И не одну. Не навсегда. В процессе ее достижения открываются новые обстоятельства. Трансформация информационного поля, модификация радикального невежества[1], редкость средств или неожиданные риски часто приводят к изменению цели. Еще чаще меняются средства для ее достижения. Иногда они не меняются или меняются поздно. Тогда мы совершаем ошибки. Если мы вовремя не обнаружим причины ошибок наши действия могут привести к поражению, к провалу. Значит, для успеха нужно обладать знаниями методологии обнаружения ошибки. Их наличие – обязательный фактор конкурентоспособности.


Почему растут цены на продовольствие

Государство дорегулировалось. Чиновники и политики нанесли мощный удар по бедным. Посильнее землетрясения и цунами. Американские и европейские, японские и российские. Белорусские бюрократы тоже не стали исключением. Темы роста цен на продовольствие бьют все рекорды. Мы наблюдаем самый большой провал государственной политики со времен нефтяного кризиса 1970-х. И тогда, и сейчас бюрократия всех стран начинает лихорадочно оправдываться и сваливать все на бизнес, погоду или форс мажор. На самом деле, перед нами беспрецедентный по масштабу, лицемерный по сути, опасный по политическим и социальным последствиям провал государства. Богатые чиновники из развитых стран создали угрозу голодомора для сотен миллионов граждан бедных стран и поставили под угрозу благосостояние миллиардов людей по всему миру.

Ярослав Романчук


Ковалева Дарья

Слова имеют вес, звук и вид

( С. Моэм)

Поводом для написания эссе явилося нежелание мириться с тем потоком информации, который утверждает вред предпринимательской деятельности. Целью же данного эссе можно считать исследование языковых структур и приемов, используемых в создании образа предпринимателя.


Дмитрий Белькевич

Марксистский социализм принадлежит к той разновидности религий, которая обещает рай уже при жизни.

Йозеф Шумпетер

…недостаточно установить капитализм в какой-либо стране, чтобы направить ее на путь экономического  развития; нужно еще установить там минимум порядка, т.е. создать эффективное и некоррумпированное Государство.

Мишель Альбер


Бошко Алексей

Мораль капитализма – мораль свободы

Мораль капитализма – это, прежде всего мораль свободы. Она основывается на простом и самоочевидном факте, что человек принадлежит самому себе. Из этого прямо следует, что человеку принадлежит также всё то, что является непосредственным продуктом его труда, что он получил в результате свободного обмена, в виде подарков, либо по наследству, всё то, что он получил, не используя насилия по отношению к другому человеку. Мораль капитализма – это безусловная приверженность идеи о том, что никто не имеет право заставлять человека расстаться с продуктом своего труда. Это приверженность идеи о том, что забирать в виде налога восемьдесят пять, семьдесят либо сорок процентов дохода также аморально, как, некогда, принуждение к отработке барщины на протяжении шести, пяти либо трёх дней в неделю.


Бернацкий Константин

Белорусские  реалии

Сегодняшняя  белорусская  действительность  мало  кого  устраивает.  Уровень  жизни в  стране  низкий.  И  люди  не  могут  ничего  сделать  ради  улучшения    своей  жизни.    Люди  хотят  работать,  но  не  могут.  Бизнес  существует  в  основном  в  самых  примитивных  формах.  Зарабатывают  ловкие,  беспринципные  дельцы,  умеющие  налаживать  контакты с  властью,  финансово  стимулируя  чиновников.    Законопослушный  предприниматель  увязает  в  бюрократических  препонах.   То  же  касается  работающих  по  найму.  Учителя  не  могут  учить — вынуждены  отдавать  все  силы  ритуалы  отчётности.   Врачи  не  могут  лечить — поставившие  здоровье  человека  выше   закона  оказываются  за  решёткой.   Всякая  бескорыстная  деятельность  карается  как  нелицензированная  коммерческая.


What they have to discover, what all the efforts of capitalism’s enemies are frantically aimed at hiding, is the fact that capitalism is not merely the ‘practical’, but the only moral system in history [1].
Ayn Rand

Capitalism is what people do if you leave them alone [2].
Kenneth Minogue


Шамякин Александр

“Лібералізм з’яўляецца не палітыкай у інтарэсах
якой-небудзь асобай групы, а палітыкай у інтарэсах
усяго чалавецтва”

Людвіг фон Мізэс.


Худович Андрей

Свой самый известный труд, роман “Атлант расправил плечи” Айн Рэнд закончила в 1957 году, в период неопределенного исхода ожесточенного соперничества идей коллективизма и индивидуализма на земном шаре. В то время еще не существовали персональные компьютеры и цифровые аудио- и видео- устройства. Как раз незадолго до выхода книги Советский Союз запустил искусственный спутник и выиграл у Соединенных Штатов этап битвы за космос. Большинство американских женщин того времени, происходящих из среднего класса, рассчитывали поскорей выйти замуж после окончания колледжа и воспитывать детей, но не заниматься собственной карьерой, а расовые предубеждения были все еще довольно широко распространены. В целом в США в главенствовали консервативные ценности.


Ананьев Руслан  

Десять заповедей для белорусского предпринимателя

Вы прокляли человека, вы прокляли жизнь, вы прокляли саму эту землю,
но никогда не осмеливались подвергнуть сомнению свой кодекс.

Из наследия Айн Рэнд


Евгений Прейгерман  

На первый взгляд, вопрос, вынесенный в заглавие статьи, имеет очень простой и не вызывающий необходимости пространственных рассуждений ответ: либеральная Беларусь – это нечто совершенно немыслимое и невозможное. Ведь, казалось бы, история так долго и так настойчиво прививала нам всеми мыслимыми и немыслимыми средствами любовь ко всему, что, к сожалению, не имеет ничего общего с ценностями либерализма (т.е. ценностями свободы). Если бы существовали критерии, позволяющие определить народы, наиболее подверженные влиянию антилиберального популизма, белорусы наверняка вошли бы в «лидирующую» группу по степени уязвимости, так как каждый из нас уже с молоком матери усваивает «азбуку социалистической справедливости». То, что справедливость может быть какой-то другой большинству населения страны даже сложно представить. 


Юрий Лаврентьев  

Всех нас волнуют наши проблемы. Мы часто сетуем на то, что мир сложен и несправедлив. Мы жалуемся, что нас обижают и не так к нам относятся, как мы этого действительно заслуживаем. Мы не хотим быть бедными, но, не смотря на все наши старания, часто не можем справиться с бедностью, не можем по настоящему стать богатыми и счастливыми. Тогда мы говорим, что так уж устроена наша жизнь, мы обречены на такое существование. Действительно, сложно поверить в то, что в этом есть наша вина. Когда после упорных стараний, тяжёлого труда и долгих лет, потраченных на работу, мы видим, что так и не смогли добиться счастливой жизни, достатка и благосостояния, сложно сказать, что это наша недоработка. 


Ребенок не способен на большой обман. Не хватает опыта, ума, изощренности. Игрушку укал, на соседний огород залез, уроки прогулял, собаку соседскую ногой пнул и свалил на другого – таковы его прегрешения или что-то типа того. Малый бизнес в виду ограниченности ресурсов, масштаба деятельности, количества объектов, с которыми он входит во взаимодействие, тоже не способен на большой обман. Продажа некачественных товаров и услуг (сотня штук, максимум несколько тысяч), невозврат кредита (до миллиона долларов, что не приводит к обвалу банковской системы), неплатежи поставщикам сырья и комплектующих (тоже не критично для их существования, т. к. едва ли один – две компании малого бизнеса могут привести к банкротству производителя). Даже если малый бизнес не выплачивает зарплату, то это не приводит к массовым забастовкам или формированию профсоюзов.


Выдержки из речи, произнесенной Эрнандо де Сото при вручении ему премии Милтона Фридмена, учрежденной Институтом Катона. Эрнандо де Сото — перуанский экономист, основатель Института свободы и демократии (Лима), автор двух книг — «Иной путь» (1989; русский перевод: М.: Catallaxy, 1995) и «Загадка капитала» (1993; русский перевод: М.: Олимп-Бизнес, 2001).

www.cato.ru

Первыми, кто объяснил нам, почему у нас в стране ничего не работает, были Милтон и Роза Фридмены, которые побывали в Перу еще в 1979 году, за год до крушения военной диктатуры левого толка, установившейся там в 1968-м.


Все для блага человека. Все во имя человека. Доверие к человеку труда. Человек у нас всегда в почете. Под этими и другими красивыми гуманными и высокодуховными лозунгами совершались страшные, гнусные преступления. Людей зверски пытали. Унижали их веру, разрушали семьи, насмехались над особенностями индивидуального выбора. Процветала коррупция. По всей стране, созданной «во благо человека», работали концентрационные лагеря. Психушки защищали народ от ненормальных. Норму, разумеется, определяли далеко не только в специализированных лечебных кабинетах. Люди томились в очередях. Как «отче наш», чеканили лозунги верности идеалам коммунизма. Он-то обещал всем все бесплатно и в мгновение ока. В не менее страшных, антигуманных системах миллионы людей клялись в верности своему фюреру, дуче или просто «народному любимому президенту».

Ярослав Романчук,                     


Бернард Мандевиль,

перевод А. Л. Субботина. (год написание стихотворения – 1705)


С двух точек зрения можно поглядеть на современную историю. Есть социально-экономические причины, породившие тоталитаризм XX века. И есть пласт идеологических архетипов, повторяющихся на протяжении тысячелетий с завидной неизменностью — в самых разных формах, социальных институтах, верованиях.

В ирригационных обществах, где экономику регулировало государство, то есть не предприниматель, а чиновник, где частная собственность жестко ограничивалась и зависела не от рынка, а от бюрократии, где был государственный культ императора и сельская община в роли коллективного раба, там эти идеологические архетипы составляли самую основу существующего порядка.

Ю. Латынина


Самое важное открытие Ренессанса - открытие человека. В античности чувство рода не благоприятствовало развитию индивидуальности. Стоицизм, выдвигая идею личности и ответственности, и христианство, настаивая на реальном существовании души, лежащей вне сферы и юрисдикции мирской власти, создали новую концепцию личности. Но социальная система средневековья, построенная на статусе и обычае, обескураживала личность, упирая на значение класса и группы.

В.Эбнестайн


Маленькая книжка "Возроптавший улей, или мошенники, ставшие честными" впервые появилась как анонимная брошюра в Лондоне в 1705 году. Книжка немедленно обрела скандальную популярность. Последовало множество пиратских изданий, и в 1714 году новое издание "Басни о пчелах" было дополнено обширными комментариями. С самого начала написанная как весьма схематичная аллегория, "Басня" обрастала дополнениями и стремительно превращалась в философский трактат о природе общества, с обширным литературным эпиграфом. Томас Мор был казнен за веру, но никто не подумал судить его за "Утопию". Томмазо Кампанелла сел в тюрьму за организацию вооруженного восстания, но никто не судил его за "Город Солнца". Габриэль де Фуаньи был изгнан Женевским судом из города за скандальное поведение (впрочем, порядки в кальвинистской Женеве были не из либеральных), но его описание "Южной земли" судебных преследований не повлекло.

Ю. Латынина


Европейская социальная модель постоянно обсуждается в Европе. И хотя некоторые эксперты продолжают ее восхвалять, связанные с ней проблемы очевидны: низкий уровень экономического роста, старение населения в сочетании с пенсионной системой типа «pay as you go», а также широко распространенная безработица.

В Швеции мы уже решили этот вопрос — мы отказались от социальной модели, заменив ее свободной рыночной системой.

Вальдемар Ингдал (Waldemar Ingdahl) — директор либерального научно-исследовательского центра Eudoxa в Стокгольме, Швеция.


Страница 9 из 23

 

 

Новые материалы

Подпишись на новости в Facebook!